Прагматика аксиоматической теории социокультурных трансформаций
«Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, все более далекими от ощущений. Но зато мы все ближе подходим к важнейшей цели науки – из наименьшего числа гипотез или аксиом логически получить дедуктивным путем максимум реальных результатов». «Место преимущественно индуктивных методов, присущих юношескому периоду науки, занимает поисковая дедукция». Альберт Энштейн
|
Аксиоматическая теория социокультурных трансформаций (Куприянов В.А., Юрина А.А., ЦКСИ, 1990-2010 гг.) базируется на конструировании логико-математических, топологических и теоретико-множественных моделей процессов самовозбуждения, самоорганизации, саморегуляции, самоизменения, самовоспроизводства, самообучения и взаимной адаптации сложных неравновесных динамических систем, слабо формализуемых вследствие принципиальной неосуществимости непосредственного (прямого) измерения физических параметров названных систем и процессов.
Прагматика аксиоматической теории социокультурных трансформаций заключается в использовании системы законов самовозбуждения, самоорганизации, саморегуляции, самоизменения, самовоспроизводства и взаимной адаптации социальных институтов, социальных систем и процессов при разработке проектов стратегического, тактического и оперативного управления процессами социально-экономического, социально-политического, социокультурного развития общества и государства.
Использование данных законов позволяет осуществлять управление проектированием программ целевого управления предприятиями, организациями, учреждениями, муниципалитетами, регионами, государством.
Оценка объективности и достоверности научных и экспертно-аналитических продуктов (экспертных оценок и сценариев) прогнозирования и проектирования государственной политики, основана на определении их соответствия аналитическим расчетам динамики и направления изменения социокультурной ситуации (моментов спонтанной смены доминант коллективного сознания, поведения и взаимодействия индивидов и социальных групп и с направлениями их изменений).
Пример действия этих законов наглядно иллюстрирует социально-политическая и социально-экономическая ситуация в течение 30 лет, начиная с 80-х годов. Согласно теории социокультурных трансформаций в 2011 году на смену одного парциального поколения, жаждущего свободы, пришло другое поколение, требующее справедливости. Глобальные финансово-экономические кризисы стерли государственные границы. «Призрак коммунизма» бродит уже не по Европе, а по всему миру! И вот 15 октября 2011 года население 82 стран одновременно на всех континентах мира поднялось против социальной несправедливости. Таких масштабов история еще не знала!
Масштабность и синхронность событий поколений 60-х, 80-х годов, нынешнего 2011 году указывают на то, что протестные выступления не являются случайными. Согласно теории социокультурных трансформаций смена парциальных поколений происходит каждые 26 лет и 3 месяца одновременно во всех странах мира, так как не зависит от географического, национального, культурного, конфессионального и социального факторов. Попытки ограничить распространение информации о протестных выступлениях бессильны против законов природы. Согласно расчетам, предыдущая смена парциального поколения приходилась в середине апреля 1985 года, следующая смена парциального поколения - на июль 2011 года, далее - на октябрь 2037 года. Согласно расчетам, в период с 2011 по октябрь 2017 года социальная активность будет расти.
Применение аксиоматической теории социокультурных трансформаций в управлении государственными проектами позволяет не только рассчитать моменты спонтанного изменения коллективного поведения и взаимодействия, но и заранее до наступления события определить направление изменения интересов ожиданий, установок, целей, ценностей, идеалов парциальной части населения и определить цели и задачи государственного регулирования в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, оценить степень активности населения, направить ее в нужное русло, рационально использовать человеческие ресурсы с учетом доминирующего в обществе типа мышления, стиля поведения и взаимодействия; динамики процесса превращения ожиданий населения и власти в социально и культурно значимые цели и ценности.
Возможность априорной оценки социальных, экономических и политических последствий инноваций в сфере социальных технологий и стратегического управления, открывающаяся при использовании аксиоматической теории социокультурных трансформаций, позволяет перейти к научно обоснованным оценкам управленческих решений, избавиться от порочной практики проведения масштабных социальных, политических, экономических экспериментов, чреватых социальными революциями и техногенными катастрофами.