"Идею существования, наряду с 50-летним периодом в ритме политического, духовного и художественного развития, трехсотлетних периодов в динамике искусства и науки выдвинул еще Шпенглер. Бродель вслед за Р.Камероном обосновал наличие "логических" циклов (вековой тенденции) продолжительностью от 150 до 350 лет, полагая, что не существует более длительного циклического движения."

Яковец Ю.В. История цивилизаций. Учебное издание. М.: ВлаДар, 1995, c.50.

«Коллективный разум» и искусственный интеллект

В данной статье описывается модель «коллективного разума», использованная при разработке технологии организации и проведения оргмыслительных игр в целях восстановления естественных механизмов организации мышления, нарушенных вследствие неправильного обучения и воспитания участников оргмыслительной игры, а также в целях коррекции девиантного поведения, когда критическое отношение к действительности и к самому себе не развито в полной мере.

Опыт проведения оргмыслительных игр в 1990-1998 гг. при изучении курса когнитологии в Региональном центре методологии и инноватики управления (г. Тула), а затем в Высшей народной школе (там же), показал, что технологии проведения организационно-мыслительных игр, построенных на основе теории модульной органи­зации мышления [2], позволяют восстановить естественные механизмы организации мышления. Результаты эксперимента показали, что не менее 15 человек из 16 добивались хороших устойчивых результатов. Всего в эксперименте приняли участие 164 человека, из них: 152 студента и школьника в возрасте от 14 до 26 лет и 12 военнослужащих в возрасте от 32 до 45 лет.

Использованная в образовательных целях модель «коллективного разума» позволяет определить логические и внелогические основания искусственного интеллекта.

При конструировании модели «коллективного разума» были приняты следующие допущения:

  1. Мышление представляет собой процесс манипулирования внутренними репрезентациями по­средством активации и дезактивации внутренних состояний человеческого сознания. [2]
  2. Внутренние процессы мышления представляют собой каузальные последовательности вну­тренних состояний, если рассматривать их функционально, то есть независимо от их физи­ческого воплощения.
  3. Внутренние состояния репрезентируют внешний мир определенным образом.
  4. Внутренняя репрезентация устанавливает интенциональное соответствие между со­стоянием дел во внешнем мире и символическими выражениями — естественным языком, на котором говорим.
  5. Внутренние репрезентации являются специфическим "языком мышления", который индиви­дуализирует и структурирует внутренние процессы.
  6. "Язык мышления" не усваивается, а является врожденным. Разнообразие "языков мышления" конечно, и каждый из них может быть представлен конечным сходящимся алгоритмом.
  7. Каждая внутренняя репрезентация обладает некоторой формальной структурой [4].
  8. Обработка информации осуществляется посредством двух различных типов процессов[1][5].

 

Алгоритм внутренних процессов мышления был построен на основе классификации типов мышления Эдуардом Зильберманом [1]; клас­сификации социокультурных типов В.А. Куприяновым [3]; взаимосвязи социокультурных типов с типами мышления [6]; на представлении «коллективного разума» как открытой системы, замкнутой в организационном отношении[2]; на учете функциональной асимметрии правого и левого полушария; на учете функциональной полноты и целостности типов мышления, социокультурных типов и с учетом

1) последовательности реализации  групп процессов решения задачи:

постановка задачи • решение = >• интер­претация результатов;

2) взаимосвязи социокультурных типов личности:

=>Hsocius=> Hliber=> Hcultus=> Hmoratus=> Hharmonius=> Hcogitus=> Hsocius=>…

3)   отношения противоположности между парами типов мышления[3]:

организационного (аксиоматического) и исторического (аксиологического),

содержательного (понятийного) и методологического,

феноменологического (экзистенциального) и проективного (праксеологического).

 

При конструировании целостной структуры коллективного разума были учтены следующие особенности интуитивного, рационального и сенситивного мышления:

1.Интуитивное мышление характеризуют модальности культурной традиции, обусловли­вающие возможность типологического различения мышления: феноменологическое, понятийно-содержательное, методологическое, праксеологическое, аксиоматическое, историческое.

2. Рациональное мышление характеризуют методы логического мышления (дедукция, индук­ция, аналогия) и формы абстрактного мышления (понятие, суждение и умозаключение).

3.Сенситивное мышление характеризуют механизмы классификации и репрезентации восприятия, рефлексии, мотивации.

В основу алгоритма трансформации внутренних состояний коллективного разума положена схема интуиции, разработанная И.Я. Березной и P.M. Грановской [2, с. 65] на основе результатов теорети­ческого обобщения их исследований психологии мышления. Это позволило свести результаты исследования психологии мышления с  результатами исследования Э.Зильберманом взаимосвязи типов мышления и типов культуры, с результатами исследования В.А. Куприяновым взаимосвязи социокультурных типов, с результатами исследования автором данной статьи взаимосвязи эмоциональных состояний и социокультурных типов личности; и на этой основе определить алгоритм трансформации коллективного разума.

В ходе проведения оргмыслительных игр исследовалось существование связи   мышления с эмоциональными состояниями участников игры. Было установлено, что между эмоциональными состояниями и типом мышления существует внутренняя связь. В ходе проведения оргмыслительных игр было также установлено существование связи между органами чувств и типами мышления. Эти открытия значительно облегчили выбор механизмов регулирования, адекватных целям и задачам организации коллективного взаимодействия в группе.

Ниже приведена схема алгоритма социокультурной трансформации коллективного разума. Он состоит из шести модулей, реализуемых в левом и правом полушарии.

Содержание первого модуля определяется свойствами-признаками феноменологического типа мышления. В первом модуле основе сенситивной классификации условий жизни происходит "включение" репрезентации дискурса. Сенситивная компонента возникает в связи с таким изменением условий жизни, которое требует самоопределения по отношению к сложившейся ситуации.

За первым модулем, "включающим" другие процессы модульного типа, следует второй модуль, в котором рациональная компонента возникает в связи с пониманием  происходящего и сопоставления с нормами обычного и позитивного права. Содержательное мышление течет медленнее, по сравнению с феноменологическим, и еще медленнее по сравнению с методологическим мышлением.

Самым коротким по времени реализа­ции является третий модуль — методологическое мышление. Его высокая скорость обусловлена правополушарными алгоритмами решения и интерпретации результатов, поэтому он воспринима­ется как "инсайт".

Во втором модуле сенситивная компонента содержательного мышления возникает не в начале, как в феноменологическом типе, а в конце на этапе интерпретации норм поведения в чувственной форме как волевой установки. По этой причине результат второго модуля приобретает эмоциональную окраску чувства уверенности в себе и ощущается как состояние внутренней силы, способности совершить поступок.

В третьем модуле сенситивная компонента методологического мышления возникает не в кон­це алгоритма, как во втором модуле — содержательном мышлении, а в середине — в процессе рефлексии языковых универсалий. Она связана с пониманием потребностей, поэтому имеет иную эмоциональную окраску чувства дискомфорта, недостатка в чем-либо, ощущается как состояние внутренней напряженности, тревоги, беспокойства.

Как видно из приведенной выше схемы, алгоритмы первых трех модулей приводят к формиро­ванию суждений об актуальности потребностей и необходимости их удовлетворения.

Таким образом, первые три модуля обусловливают целеполагание деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей.

Оценка соответствия целей системе ценностных оснований происходит при реализации алго­ритмов четвертого модуля проективного мышления5. Этот модуль имеет самую большую продолжительность из всех внутренних процессов мышления, так как постановка задачи и ее ин­терпретация обусловлены левополушарными алгоритмами. Результатом проективного мышления являются умозаключения о системе ценностей. Сенситивную компоненту этого модуля обусловлива­ет интерпретация результатов умозаключений в форме мотивов деятельности, поэтому результат четвертого модуля приобретает эмоциональную окраску вкуса к определенной деятельности.

Информационная поддержка процесса трансформации коллективного разума при реалзиции четвертого модуля осуществляется благодаря способности людей в течение 48 часов помнить оперативную информацию.  Этого времени вполне достаточно, для возникновения "инсайта" при переходе от третьего этапа алгоритма к четвертому. Благодаря ему в сознании возникает образ структуры целостного алгоритма решения поставленной задачи.

Создание философии организации деятельности и сенситивная классификация этических норм деятельности обусловлены алгоритмами аксиоматического мышления, образующими пятый модуль. Сенситивная компонента этого модуля обусловлена философской аксиоматикой организации, поэто­му результат пятого модуля приобретает эмоциональную окраску чувства своей правоты.

В шестом модуле завершается обобщение результатов мышления через сопоставление предпола­гаемых результатов деятельности с эстетическими ценностями. Результат индуктивного обобщения интерпретируется в виде установления справедливых правил ресурсного обмена, обеспечивающе­го адаптацию к изменяющимся условиям жизни через сосуществование различных интересов и взаимное приспособление. Он эмоционально окрашен чувством справедливости (несправедливости) относительно установленных в обществе правил обмена. Двойственность эмоционального состояния этого модуля проявляется в несовпадении целей и ожиданий деятельности. В свою очередь, это несовпадение становится причиной повторения всех выше описанных про­цедур.

Второй, четвертый и шестой тип внутренних процессов в сравнении с первым, третьим и пятым имеют более низкую скорость вследствие доминирования в них левополушарных процессов мышления.

 

Как видно из таблицы, процесс трансформации коллективного разума состоит из шести фаз. Его продолжительность установлена в ходе экспериментов с учебными группами в Высшей народной школе. Она составляет 78-80 часов. Длительность процесса трансформации коллективного разума, установленная эмпирически, кратна расчетной длительности цикла трансформаций социокультурной системы: 78.75 единиц времени.

 

Открытие алгоритмов мышления, которые непосредственно в ощущениях не даны, позволили создать эффективные технологии образовательного процесса, основанные на учете индивидуального мышления учащегося.

В ходе проведения оргмыслительных игр были обнаружены дополнительные психотерапевтические эффекты. На фор­мирование положительной сенситивной компоненты оказывало сильное влияние про­цедура регулирования внутренних процессов мышления. Этот процесс стимулировал процессы регуляцией внутренних состояний ЦНС. Как известно, положительные эмоции и нормальное состояние ЦНС оказывают суще­ственное влияние на активизацию защитных сил организма. Действительно, при проведении оргмыслительных игр мы фиксировали случаи быстрого выздоровления при аденовирусных ин­фекциях, бронхитах и других заболеваниях без применения лекарственных препаратов. Были отмечены: один случай быстрого выздоровления от воспаления легких (в течение 4-х дней участия в игре), один случай быстрого заживления послеоперационных швов. И в том, и в другом случае были больны люди, проводившие эксперимент. Они заболели накануне участия в эксперименте, но, в связи с невозмож­ностью отменить это событие, были вынуждены его проводить. Были отмечены также случаи полного отказа участников эксперимента от алкоголя и табака. Все эти проявления нуждаются в дополнительном исследовании. С точки зрения стоявших перед нами исследовательских целей и за­дач мы считаем эти факты косвенным подтверждением правильности разработанных нами моделей внутренних процессов мышления и алгоритмов управления ими.

Литература

 

[1] Зильберман Э. К пониманию культурных традиций через типы мышления // Антология гнозиса. Т. 1. СПб.: «Медуза», 1994. С. 44-64.

[2] Грановская P.M., березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: ЛГУ, 1991. С. 58-70.

[3] Куприянов В.А. Модальности формообразований родового Человека // Третьи культурологические чтения. Се­рия: Науки о культуре и человеке. Вып.9. М.: Диалог- МГУ, 1998.

[4] Куприянов В.А., Юрина А.А. Принцип относительности классической и неклассической логик // Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 1999. Т. 5. Вып. 3. С. 88 93.

[5]Куприянов В.А., Юрина А.А. Пространственно-временная организация множеств с точки зрения целостности систем // Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 1999. Т. 5. Вып. 3. С. 80-87.

[6] Куприянов В.А., Юрина А.А. Структуризация социокультурных оснований индивидуальных отличий. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 50-67.

 

 

 


[1]Р. Сперри в 1981 г. получил Нобелевскую премию за выдающееся открытие функциональной асимметрии правого и левого полушарий, отвечающих соответственно за пространственно-образное и логико-вербальное типы мышления. Это открытие позволяет разделить процедуры мышления на право- и левополушарные.

[2] Система, замкнутая в организационном отношении, подчиняется закону сохранения организации, то есть сохраняет максимально возможное разнообразие типов.

[3] Характеристики организационного типа мышления нашли яркое выражение в современном стереотипе эллинской культуры, феноменологического типа мышления – в стереотипе средневекового япон­ского общества, содержательного типа мышления – в стереотипе средневекового Тибета, методологического типа мышления – в принципах организации индийского общества, исторического типа мышления - в стереотипе европейского общества в новой истории, проективного типа мышления - в стереотипе средневекового китайского общества [1].